К ЮБИЛЕЮ ЕЛЕНЫ
ФАБИАНОВНЫ ГНЕСИНОЙ

из истории творческих связей
«гнесинцев» и столицы Урала

Часть I
Часть II
Часть III
Часть I
Елена Гнесина и её роль в организации и работы школы и училища Гнесиных

Елена Фабиановна среди сестер Гнесиных, открывших в Москве в 1895 г. музыкальное училище, несла главную ответственность за его судьбу с момента основания. Под ее руководством вырос комплекс учебных заведений от начального до высшего звена – Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (1944). С 1992 г. это Российская академия музыки имени Гнесиных.

Елена Фабиановна до 1953 гг. была директором учебного заведения, затем его художественным руководителем – до конца своей жизни (1967). Этот пример 70-летнего руководства комплексом учреждений музыкального образования уникален.

01 1895 Ел Гнесина

Елена Фабиановна Гнесина в годы создания училища,1895 [интернет]                    

 02 1955 Ел Гнесина

Елена Фабиновна  - директор ГМПИ имени Гнесиных,1955 [интернет]

Заслугам Елены Фабиановны как руководителя, преподавателя и общественного деятеля посвящена предлагаемая информация. Она была собрана профессором Уральской консерватории Людмилой Константиновной Шабалиной на основе опубликованных и архивных источников, ресурсов интернета. Для Уральской консерватории осмысление грандиозного замысла и создания единого комплекса учебных заведений, каковым является «учебный комбинат», сформированный под руководством Е.Ф. Гнесиной, тема не новая.  Она составляет содержание концептуального очерка доктора искусствоведения А.Г.Коробовой (2015). Алла Германовна подчеркивает две главные позиции в его оценке: «воплощение в реальность давно формулируемой идеи непрерывного трёхступенного музыкального образования «школа – училище – вуз», и тот факт, что в 1930-е гг.  «музыкальная педагогика в нашей стране всё яснее осознавалась как самостоятельная научная отрасль» [6, с. 60]. В задачи настоящего обзора входит и отражение продуктивной созидательной деятельности его мудрой основательницы Елена Фабиановны Гнесиной.

Второй ракурс исторической панорамы включает задачи: через жизнь «Гнесинки» прочертить – пунктирно – общий ход музыкальной жизни страны в ХХ в., расширить знания о культуре Урала, обнаружить параллели между музыкальными событиями в Москве и в уральской столице – Екатеринбурге (в 1924-1991 гг. Свердловске).

Предлагаемый иллюстрированный обзор адресован широкому кругу педагогов - музыкантов Екатеринбурга и Свердловской области. Среди них были и есть музыканты, связанные, если не с гнесинскими учебными заведениями, то с их педагогами – как непосредственно, так и по наследству через своих учителей. Индивидуальное начало в обучении искусству всегда является главным. Современные музыканты могут найти себя, достроив некоторые приводимые ниже цепочки «учитель – ученик – ученики-внуки и правнуки», где у истоков стоит кто-то из гнесинцев. Углубление личностного подхода к региональному музыкальному образованию формируют наше целостное самосознание.

Начальное и среднее учебные заведения Гнесиных (1895 – 1943)

Семья Гнесиных до 1880-х жила в Ростове-на-Дону, где родились все сёстры, затем они переехали в Москву. По окончании Московской консерватории три старшие сестры решили основать музыкальное училище для детей и взрослых, к работе в котором их младшие сестры присоединялись после получения профессионального образования.

03 1900е все сестры

Сёстры Гнесины Ольга, Елена, Евгения, Мария, Елизавета. Начало ХХ в. [интернет]

Евгения Фабиановна Савина-Гнесина (1870 / 1871 – 1940) пианистка, окончила Московскую консерваторию у Василия Ильича Сафонова.  Идея открытия школы и разработка программ для младшего отделения принадлежали ей. В школе она вела фортепиано, элементарную теорию музыки и организовала детский хор. Заслуженная артистка Республики (1925), заслуженный деятель искусств РСФСР (1935);  

Елена Фабиановна Гнесина (1874 – 1967) пианистка и глава школы – училища –    института.  В 1893 г. окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано. От своих учителей В. И. Сафонова и Ферруччо Бузони восприняла идею фортепианной педагогики, ориентированной на крепкую профессиональную базу, являющуюся обязательным условием для воплощения творческих задач. Возглавляя училище, вела класс фортепиано, организовала класс камерного ансамбля и смешанный хор.  Заслуженная артистка Республики (1925), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).

Мария Фабиановна Гнесина (1876-1918), пианистка и педагог, окончила Московскую консерваторию по классу Николая Егорович Шишкина и вместе с сёстрами стала основательницей «Музыкального училища Гнесиных».  Занималась преимущественно с младшими учениками – в их числе были дети А.Скрябина – Юлиан и Ариадна.

Елизавета Фабиановна Гнесина-Витачек (1879 -1953), скрипачка, педагог, окончила Московскую консерваторию у Ивана Войцеховича Гржимали в 1901 г. В том же году стала вести класс игры на скрипке в музыкальном училище сестёр. Преподавала также сольфеджио и теорию, впоследствии – ансамблевую игру, руководила оркестром.  Заслуженная артистка РСФСР (1935), заслуженный деятель искусств РСФСР (1945).

Ольга Фабиановна Александрова - Гнесина (1881 – 1963) училась игре на фортепиано у своей сестры Елены, став одной из первых выпускниц училища Гнесиных (1901). Завершив обучение, присоединилась к деятельности старших сестёр. Занималась с младшими учениками. Заслуженная артистка РСФСР (1935) Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945).

К преподаванию музыкально-теоретических и других дисциплин сестрами были привлечены композиторы А.Т. Гречанинов (1864-1956) и Р.М. Глиэр (1875-1956), написавшие  немало детской музыки в годы работы с учениками  гнесинской школы.

04 1900е гречанинов

Гречанинов Александр Тихонович, Заслуженный артист РСФСР (1925) [интернет]

05 1900е Глиэр

Глиэр Рейнгольд  Морицевич, Народный артист СССР (1938) [интернет]

В переломную пору революций и гражданской войны с работой частного учебного заведения начались сложности. Однако с помощью первого наркома (иначе министра) просвещения Советской России Анатолия Васильевича Луначарского в 1919 г. Елене Фабиановне удалось сохранить перспективное училище. Его преобразовали тогда в государственную школу II ступени, но при этом Елена Фабиановна осталась руководить ею, став «заведующей». Перевод в школы II ступени пережили все училища страны, как и замену названия «директор» на скромную должность заведующего. В Екатеринбургском музыкальном училище в 1919 г. заведующей стала пианистка Нина Андреевна Ивáнова.

Ещё одна параллель: осенью 1919 г. А.Луначарский был в Екатеринбурге и здесь помог решить кадровый вопрос Оперному театру. Он предложил артистам и оркестрантам из голодного Петрограда переехать в Екатеринбург. В город прибыл специальный поезд со 130 музыкантами. Среди них ученик Леопольда Ауэра – Моисей (Михаил) Исаакович Лидский – лучший скрипач Свердловска первой половины XX века и другие отличные музыканты. В благодарность наркому театр стал носить имя А.Луначарского. Однако в 1991г. оно было снято воинственными деятелями, не знающими своей истории.

06 1919 Луначарский

Луначарский Анатолий Васильевич, Нарком просвещения РСФСР в 1917-1929 [интернет]

Музыкальные училища страны в индустриальную пору 1920-х –1930-х гг. были переименованы в техникумы. В 1920 г. учебное заведение Гнесиных разделяют на Детскую музыкальную школу и техникум. Елена Фабиановна в те годы преподает еще и в трудовой колонии, в школе ВЦИК, разрабатывает новые планы и программы в МУЗО – Отделе музыкального образования. Расширяет круг специальностей в техникуме.

Учеником фортепианного класса Елены Фабиановны являлся тогда Лев Оборин: он окончил техникум в 14 лет в 1921 г.  В 1927 г. стал первым в СССР победителем международного конкурса. Лев Оборин уже обучался у Константина Николаевича Игумнова в Московской консерватории. В декабре 1926 г. в Москве получили проспект Первого международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве. Программу конкурса прислали поздно: «За три недели до начала конкурса Игумнов показал мне программу соревнования, — вспоминал Л. Оборин. –  В моем репертуаре была примерно треть обязательной конкурсной программы».  Однако он успел ее освоить всю, и в Варшаве 19-летнему Оборину единогласно присудили первую премию. Это была первая и блестящая победа советского музыкально-исполнительского искусства на международном уровне. Свой вклад в подготовку Л.Оборина внесли и Константин Игумнов, и Елена Гнесина, для административного положения которой много значил успех ее ученика.

07 1921 27 Оборин

Лев Оборин, лауреат I премии международного конкурса имени Шопена. Варшава, 1927 [интернет]

В 1920-е в техникуме Гнесиных формируется вокальный отдел, где начинает преподавать выпускник Московской консерватории солист Большого театра Виктор Иванович Садовников – с 1922 г. профессор Московской консерватории. Организуются струнный оркестр и оперная студия. Композитор Михаил Фабианович Гнесин (1883-1957) – младший брат в семье – еще учится в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова и А.Лядова, но с 1923 г. начинает преподавать в училище Гнесиных.

08 1910 Мих Гнесин

Гнесин Михаил Фабианович, Заслуженный деятель искусств (1927) [интернет]

В музыкальном техникуме поддерживались опыты детских сочинений: в 1922 г. в школе поставили оперу «Дедка и репка» Фабия Витачека – 12-летнего пианиста, сына скрипачки Елизаветы Гнесиной-Витачек и скрипичного мастера Евгения Витачека (1910-1983). В 1928 г. Фабий окончил техникум имени Гнесиных по классу композиции у Р. Глиэра. В 1929 г. поступил на композиторское отделение Московской консерватории и за два года прошёл весь курс у Н. Жиляева и у Н.Мясковского. С 1937 г. и до конца жизни преподавал в училище, затем в ГМПИ им. Гнесиных: вел композицию и инструментовку. среди его учеников был Э.Колмановский, обучавшийся в классе фортепиано О. Гнесиной.

09 1922 30 Ф Витачек

Витачек Фабий Евгеньевич, композитор, педагог училища и ГМПИ им. Гнесиных в 1937-1983 [интернет]

В 1925 г. к 30-летию учебного заведения школа и училище получили имя Гнесиных, а Елена и Евгения Гнесины были удостоены звания заслуженных артисток Республики.  В 1925 г. в группе студентов по классу сочинения М.Ф. Гнесина, появляется один из будущих выдающихся советских композиторов А. Хачатурян. Завершив образование в Московской консерватории у Николая Яковлевича Мясковского, он проявляет себя и как композитор, и как общественный деятель. Став заместителем председателя Оргкомитета ССК СССР Р.Глиэра, в военную пору 1940-х гг. А.Хачатурян помогает ему при эвакуации московских композиторов и их устройстве в Свердловске.

10 1930е Арам Хачатурян

Хачатурян Арам Ильич, Народный артист СССР (1954). 1930-е гг. [интернет]

С 1925 года М.Гнесин работает также в Московской консерватории.  Как педагог он поощрял и развивал у детей творческие инициативы. Идеи раннего композиторского воспитания были восприняты его учениками. Одним из них являлся Евгений Иосифович Месснер, в группе которого в школе Гнесиных с 1928 г. учились будущие композиторы: Карэн Хачатурян (племянник Арама Хачатуряна), Борис Чайковский, Александр Чугаев (преданный «гнесинец») и другие. С 1929 г. в группу М.Гнесина и полифониста Генриха Ильича Литинского входит Тихон Николаевич Хренников. Его песенный дар проявится в 1930-е -1940-е гг. В Свердловске в эвакуации он станет победителем конкурса песен о войне. М. Гнесин в 1935 г.  возвращается к работе в Ленинградской консерватории.

11 1930е Хренников

Хренников Тихон Николаевич, Народный артист СССР (1963), Первый секретарь Правления Союза композиторов СССР в 1948 -1991.1930-е гг. [интернет]

В 1926-1937 гг. курс истории музыки в техникуме вел Михаил Семенович Пекелис, ставший верным другом Гнесиных. С 1930 г. он является уже профессором Московской консерватории, а в эвакуации в 1940-е гг. очень активно проявит себя в Свердловске,    

В 1928 г. Лев Оборин был приглашен преподавать в Московскую консерваторию, и с 1930 г. получил специальный класс. Здесь первой его ученицей оказалась киевлянка Мария Богомаз – в будущем педагог Уральской консерватории.  До этого она занималась в Киеве у Константина Николаевич Михайлова. Как писала со слов самой Богомаз ее ученица Людмила Иосифовна Горбовец, «приобщение к школе Оборина имело для нее огромное, если не решающее значение» [75 лет, с. 220]. Из-за материальных сложностей жизни в столице М. Богомаз пришлось вернуться домой и завершить вуз в Киеве.

В 1929 г. в экономическом развитии СССР произошел коренной перелом — руководство СССР отказалось от продолжения политики НЭП`а и перешло к строго централизованным административным методам экономики, к индустриализации и коллективизации. В 1929 г. из-за агрессивных атак Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ) Елена Фабиановна Гнесина была снята со своей должности.

Бывший ее ученик Лев Оборин совмещал тогда преподавательскую работу с широкой концертной практикой.  В 1931 г. он выступал в Свердловске. Концерт проходил в Оперном театре, так как Филармония в городе еще не была открыта. Сохранилась программа этого концерта, где всё второе отделение было отдано Шопену.

12 1931 ОБорин Программа

Программа концерта Л. Оборина в театре имени А. Луначарского. Свердловск, 1931 [частный архив]

В 1932 г. Елена Фабиановна – после прекращения деятельности РАПМ – снова стала директором учебного заведения. К его 40-летию в 1935 г. была вместе со старшей сестрой Евгенией удостоена почетного звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.      

В эти годы в Музыкальной школе им. Гнесиных учились такие талантливые ученики, как виолончелист Мстислав Ростропович: его педагогом являлся отец Леопольд Ростропович.

13 1935 гнесины ростропович

Елена, Евгения и Ольга Гнесины с учениками школы им. Гнесиных. В первом ряду в центре М. Ростропович, Москва, 1935 [«Гнесинский дом», 2015]

В 1934 г. на Урале открылась консерватория (до 29.06.1945 г. она именовалась Свердловской), директором ее стал пианист и композитор Маркиан Петрович Фролов. В его фортепианном образовании решающую роль сыграла петербургская школа: Анны Есиповой, ее ученицы Наталии Позняковской и Ирины Миклашевской, в классе которой он закончил вуз.  В рецензии на его «клавирабенды» композитор Виктор Николаевич Трамбицкий отмечал «мужественность, силу драматического выражения, осмысленность и цельность передачи» [75, с. 200]. М.Фролов в поисках педагогов-пианистов для вуза обращается в Московскую консерваторию к Генриху Нейгаузу – одному из последних романтиков фортепиано ХХ в. Г.Нейгауз откликается: приезжает с консультациями и направляет в СГК работать своих выпускников Берту Маранц и Семена Бендицкого.

14 1935 Фр Мар Ней Бенд

М.Фролов, Л.Крутиков (музыковед, работал один год), Б. Маранц,Г. Нейгауз, С. Бендицкий. Свердловск, 1935. [УГК им. М. Мусоргского]

Ученики Г. Нейгауза стали ведущими пианистами СГК: Б.Маранц приносит вузу первый диплом с Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1937), а ее муж С.Бендицкий часто играет с оркестром филармонии, в том числе с немецким дирижером Георгом Себастьяном. В провинции было важно начать работать с юными учениками, и Б.Маранц прокладывала путь, аналогичный методике Елены Гнесиной. Она смогла вырастить умелых преподавателей музыкальных школ: это были Нина Холоденко, Мира Олле, Маргарита Майер, Борис Слобожанинов, Дебора Горелик /Сальникова, Валентина Танклевская и другие. С. Бендицкий предпочитал работать в консерватории, воспитав нескольких отличных концертмейстеров: среди них были Сара Лидская, Валентина Китаева, Мария Будницкая, Нонна Гомозова и многие другие.

С 1936 г., согласно Постановлению Всесоюзного комитета по делам искусств, все «музтехникумы» снова становятся музыкальными училищами. В планах Е.Ф. Гнесиной был уже задуман вуз как высшее звено комплекса «гнесинских» учебных заведений и строительство для него нового здания. Она направляет свои усилия на то, чтобы добиться возведения специального корпуса для своего масштабного проекта.  В 1937 г. – тяжелым      и опасным для активных деятелей – строительство здания института было начато.

Музыкально-общественный авторитет Елены Гнесиной растет. Свидетельством тому является ее приглашение в жюри первого Всесоюзного конкурса вокалистов 1939 г. Кроме Елены Фабиановны, в жюри вошли народная артистка СССР Надежда Обухова, народная артистка РСФСР Елена Катульская, а также заслуженный артист РСФСР Иван Козловский. Есть фотокадр из газеты тех лет, где они сняты с несколькими участниками предстоящего соревнования.

15 1939 Жюри Ел Гнесина

Жюри Всесоюзного конкурса вокалистов. Москва, 1939 [частный архив]

Победу на этом состязании одержала солистка Свердловского оперного театра с 1937 г. Дебора Пантофель-Нечецкая, и была приглашена в Московскую филармонию. В 1941 г. она дебютировала в Большом театре, но в войну эвакуировалась в Свердловск.

Ряд московских музыкантов, связанных с гнесинскими школой и училищем, направлялись в 1930-е гг. работать в Свердловскую консерваторию. Среди них были и педагоги Гнесинского училища. В 1937 г. приехал Виктор Иванович Садовников и стал деканом вокального факультета, затем вернулся в Москву. В 1939 г. прибыл выпускник техникума им. Гнесиных 1930 г. и факультета истории и теории музыки Московской консерватории Алексей Александрович Иконников. В Свердловске он заведовал единой кафедрой теории, истории музыки и композиции и настоял на выделении из нее кафедры истории музыки как самостоятельной единицы, но тоже вернулся в Москву. При дефиците на Урале вузовских кадров кафедры опять объединили. 

В 1939 г. в Свердловске организуется Союз композиторов, председателем которого становится М. Фролов – ученик Р. М. Глиэра еще по курсу Киевской консерватории. Из Москвы в первую консерваторию Урала направляется композитор и пианист Олег Константинович Эйгес. Сын композитора Константина Романовича Эйгеса – выпускника Московской консерватории, входившего в близкий круг А. Скрябина – он унаследовал от отца увлечение миром скрябинской музыки. О. Эйгес обучался в школе Гнесиных, затем в техникуме А.Ярошевского, а далее проходил стажировку в Германии у Эгона Петри и изучал сочинения Пауля Хиндемита. Композицией он сначала занимался в Московской консерватории у Николая Сергеевича Жиляева. После его ареста и гибели (1938) закончил   вуз экстерном, а в 1939 г. – аспирантуру у Анатолия Николаевича Александрова.

16 1930е 39 Олег Эйгес

Олег Константинович Эйгес в годы учения. 1920-е – начало 1930-х. [интернет]

В Свердловске О. Эйгес вел музыкально-теоретические предметы (в том числе анализ музыкальных произведений), фортепиано и композицию. Занимался творчеством, предпочитая работать в сонатно-симфонических жанрах; выступал как солист-пианист.

17 1940 Фрол Эйгес Пузей

М. П. Фролов и О. К. Эйгес со студентами-композиторами Свердловской консерватории; стоят за роялем Д.Аюшеев и Н. Хлопков, справа – ученик О.Эйгеса  Николай Михайлович Пузей. 1940 [УГК им. М. Мусоргского]

Начавшаяся Великая отечественная война привела осенью 1941 г. к угрожающему положению Москвы.  Объявляется эвакуация: Елена Фабиановна уезжает с учениками работать в Казань.  Младшая ее сестра Ольга с мужем Д. Александровым – профессором Военно-Воздушной академии имени Н.Жуковского – направляется в Свердловск. Здесь встречается с эвакуированным ее учеником по фортепиано 18-летним   Э.Колмановским. Он начинал занятия композицией в музыкальном училище Гнесиных у Е. Месснера и Ф. Витачека. В Свердловске учился у Виссариона Яковлевича Шебалина и у него же в Москве закончил консерваторию. О.Ф. Гнесина, находясь в Свердловске, преподает в Первой музыкальной школе (ныне имени М.Фролова). В фондах этой школы имеется   фотография (неоднократно публиковавшаяся), где она снята в группе с директором школы О.А.Бернацкой, учителями-пианистками и выпускниками учебного заведения.

18 1941 О Гнесина дмш

Слева направо сидят педагоги-пианисты ДМШ № 1 А.И. Попель (Коцюба), М.В. Липина, далее О.Ф. Гнесина и директор школы О. А. Бернацкая. Свердловск, 1941 [ДМШ № 1 им. М.Фролова]

Некоторые другие педагоги «Гнесинки» тоже оказались в период войны на Урале. В 1941-1943 гг. профессор В.И. Садовников снова стал в Свердловской консерватории деканом вокального факультета и вел курс «Педагогический репертуар для вокалистов».  В Москву он вернется в 1944 г. и будет работать в ГМПИ – до конца своих дней.

Для чтения лекций по истории музыки «профессором историко-теоретической и композиторской кафедры СГК на половинную ставку» в октябре 1941 г. был зачислен        М. Пекелис [Приказ № 286 от 1 ноября 1941 г.]. Он часто выступал в Филармонии с популярными лекциями о русской музыке, которые иллюстрировались приезжими музыкантами.  Среди них была ленинградская пианистка Надежда Иосифовна Голубовская и фортепианное трио в составе: скрипач Петр Абрамович Бондаренко – педагог училища Гнесиных c 1931 г., доцент и профессор ГМПИ (до 1976); виолончелист Александр Павлович Стогорский (профессор ГМПИ в 1963-1984), пианист Георгий Яковлевич Эдельман (доцент ГМПИ в 1960-1970).

19 1941 Пекелис Глинка

Анонс Лекция М. С. Пекелиса о М.Глинке, иллюстрируемая эвакуированными музыкантами из Ленинграда и Москвы, Свердловск, 1941 [«Уральский рабочий» 14.12.1941]

Профессор М.С. Пекелис трудился в Свердловской консерватории до конца 1942 г.   Был назначен официальным оппонентом на защите диссертации Житомирского Даниэля Владимировича в июне 1942 г. [Приказ по Свердловской консерватории №627 от 8 июня 1942]. Учёный Совет был организован из профессоров разных музыкальных вузов. Затем вошел в состав приёмной комиссии консерватории, а в сентябре 1942 г. был назначен и. о. заведующего кафедрой истории музыки [Приказ № 726 по СГК от 26 сентября 1942 г.]. Приезд М. Пекелиса вновь привел в начале 1942-1943 учебного года к открытию в Свердловской консерватории самостоятельной кафедры истории музыки, которую он возглавил первым. С этого момента кафедра уже осталась автономной структурой.

Летом 1942 г. на должность нового художественного руководителя Свердловской филармонии был направлен фольклорист Л.Христиансен – выпускник МГК 1938 г. по классу М.Пекелиса. Он сумел в войну организовать сбор местного фольклора и создать при Филармонии Уральский народный хор – хранитель народно-певческих традиций Урала. Первые выступления хора состоялись в 1943 – 1944 гг.

В 1942 -1944 гг. в Свердловской консерватории будет работать Генрих Нейгауз, что даст стимул к развитию его школы, на Урале, а по возвращение в Москву вызовет новый интерес к его пианизму в МГК и в учебных заведениях Гнесиных. С большим трудом Эмилю Гилельсу удалось вызволить Г. Нейгауза из тюрьмы на Лубянке, куда он был заключён 4 ноября 1941 г. Далее, как лицо немецкой национальности, подлежащей перемещению в специальные лагеря, Г.Нейгауз попал в эшелон, следовавший на север Урала (в район Краснотурьинска). Поезд проходил с остановкой в Свердловске, где в это время находился Э.Гилельс и его семья (жена Роза Тамаркина – пианистка, сестра Лиза и племянница Зина – обе скрипачки). К хлопотам подключились другие нейгаузовские ученики и директор эвакуированной Киевской консерватории пианист Абрам Луфер. Они обратились к первому секретарю Свердловского обкома ВКП (б) В. М. Андрианову с просьбой оставить Г.Нейгауза при консерватории, и нашли у него поддержку. В итоге появилось распоряжение председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР о том, чтобы Г. Нейгауз был снят с поезда и оформлен в штате СГК. Приказ сохранился в вузе: «Зачислить с 10 августа 1942 г. профессором Свердловской консерватории Заслуженного деятеля искусств, доктора искусствоведческих наук, профессора Нейгауза Генриха Густавовича. Основание: Распоряжение председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР тов. Храпченко М.Б. [Приказ № 662а от 10 августа 1942 г., Архив УГК]. Первое сольное выступление Г.Нейгауза перед публикой состоялось в сентябре 1942 г. в зале Свердловской филармонии. В те же дни концерты с оркестром играли Э.Гилельс (дирижер Н.Рахлин) и Д.Ойстрах (дирижер М.Паверман). В мирное время в Свердловске такой насыщенной концертной жизни с исполнителями столь высокого уровня не было.

20 1942 Анонс Нейгауз 09 13

Анонс Информация о концерте Г. Нейгауза в Свердловской филармонии [«Уральский рабочий» 13.09.1942]

Елена Фабиановна вернулась в Москву в конце 1941 г., как только советским войскам удалось остановить вражеское наступление, угрожавшее столице. Уже в январе 1942 г. она снова и упорно настаивает на возведения здания для будущего музыкального вуза, и его строительство в 1943 г. возобновляется.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Материал подготовлен Л.К. Шабалиной.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам